◦ ۞ ◦ ۞ ◦ ۞ ◦ ۞ ◦ ۞ ◦ (ashkhabadka) wrote,
◦ ۞ ◦ ۞ ◦ ۞ ◦ ۞ ◦ ۞ ◦
ashkhabadka

Categories:

ЗВЕЗДА ОГУЗХАНА

Октаграмма, или восьмилучевая звезда, крестострел – весьма простой в построении знак: два одинаковых квадрата, один повернут относительно второго на 45 градусов. Это очень распространенный во всем мире символ и его значений в разные времена и в разных культурах было великое множество. Но нигде и никогда он не был так необычайно популярен, как в Туркменистане, начиная с первых лет XXI века, когда он стал контуром государственного герба и штандарта Президента страны. Однако прежде чем воплотиться в национальный геральдический знак, октаграмма проделала долгий исторический путь. Иногда ее ошибочно называют восьмигранником, то есть октагоном – но это несколько иная фигура и по форме, и по заложенному в нее смыслу. Общим здесь является лишь сакральное число 8.



Наряду с понятием о четырех сторонах света, в древности существовало также представление о восьми сторонах света –четырех основных и четырех промежуточных. Не эти ли два понятия выражают четырехчастные и восьмичастные символы, которые имеются на многочисленных находках, начиная с эпохи палеолита до эпохи бронзы?
В одном из самых древних священных писаний в мире – Ведах, которые стали составляться на Индийском субконтинете около XVI века до нашей эры, можно найти гимн, славящий солнце, которое светит на «восемь областей». В ту далекую эпоху на территории современного Туркменистана в дельте реки Мургаб процветала страна, которую сегодня принято называть Маргианой, или Маргуш. Тесные связи между двумя речными цивилизациями Инда и Мургаба уже доказаны археологами и представления о «восьми областях земли», скорее всего, были в то время распространены довольно широко.
Не только в Древней Индии существовало почитание восьми направлений горизонта; они связывались с восемью богами, которых называли «стражи мира». Известно, что и в скандинавской традиции мир имел восемь направлений. Есть сведения о том, что святилища славянского бога-громовержца Перуна окружали восемь кострищ, расположенных по направлениям четырех основных сторон горизонта и четырех промежуточных.
Представление о строении мира, имеющего четыре основные стороны и четыре промежуточные, было известно в Древнем Китае и в Древней Америке. Оно отразилось и в христианской эмблематике. «Это понятие распространялось не только на земную сферу мира, – отмечал израильский исследователь Ариэль Голан, – но и на небесную, судя, например, по неолитической графеме, представляющей собой диск с восемью треугольниками по окружности, направленными внутрь, или судя по тому, что в числе вариантов изображения крылатого диска (который символизировал небо) встречается окружность с восьмиконечной звездой».
По словам известного английского этнографа и историка религий Джеймса Фрэзера, сакральное значение числа 8 могло иметь и календарно-астрономическое основание. Один раз за восемь лет полнолуние совпадает с солнцестоянием и поэтому совпадают отсчеты времени по луне и солнцу. Поэтому в древних странах Ближнего Востока, а также в Древней Греции был принят восьмилетний календарный цикл. Было естественным думать, что великие небесные светила – солнце и луна – в восьмилетний период совершают круговорот, оканчивают свой путь и начинают новый. В соответствии с этим, например, в Спарте царь должен был править восемь лет, а легендарный критский царь Минос, по преданию, через каждые восемь лет своего царствования обращался к Зевсу с отчетом относительно своего правления и получал полномочия на следующий срок.
В культурах Древнего Востока часто встречаются восьмичастные символы самых различных начертаний. У шумеров восьмилучевая звезда служила иероглифом понятий «бог, небо, звезда»; в Аккаде и Вавилоне эта идеограмма выражала понятия «бог, солнце, звезда, год». Конечно, все эти значения восьмиконечного знака вторичны. Для выяснения его первоначальной семантики нужно обратиться к свидетельствам, происходящим из дописьменных эпох, а также к особенностям самих фигур.
Восьмиконечный знак мог получиться в результате сочетания прямого и косого крестов. Их наложение друг на друга, по мнению туркменского историка Овеза Гундогдыева, схематично передавало образы древнетюркского бога Тангры, древнехорезмийского солнечного божества – всадника Сиявуша, а также старого индоевропейского бога солнца Митры, вошедшего в зороастрийский пантеон, а затем и в древнеримский. Четыре восьмилучевые звезды процарапаны на керамической статуэтке богини плодородия, найденной археологами в предгорье Копетдага на известном памятнике энеолита и бронзы Алтын-депе. Там же обнаружена и медная печать, отлитая в форме восьмилучевой звезды. Археолог Вадим Массон полагал, что звезды на статуэтке олицетворяют аккадскую богиню-матерь Нанайю, известную также под именами Нану или Инанну.
Но не менее архаичен и другой вариант восьмилучевой звезды, в котором лучи скомпонованы в четыре пары, вероятно, соотносимые с представлениями о четырех сторонах света. Еще в эпоху неолита, по мнению ученых, крест и ромб были знаками земли. Какова же связь числа 8 с представлением о земле?
Несколько лет назад знаменитый археолог Виктор Сарианиди нашел на раскопках Гонур-депе бронзовую печать в виде концентрической восьмиконечной звезды, вписанной в круг. Для графической символики культуры древней Маргианы, а также гораздо более ранних неолитических культур характерны композиции, состоящие из знака земли в окружении знаков неба. В таком случае гонурская находка представляет собой сочетание круглого знака неба и восьмичастного знака земли.
Восьмиконечный звездчатый многогранник продолжал жить на туркменской земле и в античности. Его можно найти на монетах некоторых парфянских царей в сочетании с полумесяцем. И через несколько столетий, уже в эпоху ислама, он встречается на посуде, вплетаясь в растительный орнамент. Но самым ярким его воплощением в средние века стали глазурованные облицовочные плитки, которыми украшены фасады и стены интерьеров многочисленных мусульманских мавзолеев и реже – общественных зданий.
Великолепные образцы таких плиток найдены на раскопках Новой Нисы, в усыпальнице Меана-баба близ туркменского селения Меана в Ахалском велаяте, немало их сохранилось в Мерве. Все они датируются периодом с XI до XV века. Именно в архитектуре и декоративном искусстве во времена правления туркменской династии Великих Сельджуков этот символ с невиданной быстротой распространился в Средней и Малой Азии, на Ближнем Востоке и Кавказе.
Он воплощен не только в плитках, кирпичных узорах, резьбе по ганчу и по дереву, настенной росписи и в книжных миниатюрах, но и в виде геометрических орнаментов, которые называются по-арабски «гирих» (дословно – «узел»). В его основе – геометрия круга, деление на равные части, с помощью которого в дальнейшем строятся квадраты, прямоугольники, многоугольники. Все точно выверено с помощью линейки и циркуля, орнамент создается повторением одного и того же элемента бесконечное количество раз. Многие гирихи также базируются на октаграммах, полученных из переплетения двух квадратов.
В арабском языке, который в Средние века был у туркмен языком науки, этот символ получил название «руб аль-хизб». «Руб» значит «одна четвертая, четверть», а «хизб» означает «группа» или «партия». Первоначально он использовался в Коране, который разделен на 60 групп с примерно равными длинами, что облегчало запоминание текста. Символ служил своего рода маркером конца главы в арабской каллиграфии. Не удивительно, что со временем «руб аль-хизб» превратился в талисман.
Туркмены, как и все мусульмане, считают, что такая звезда непременно поможет хозяину обрести свое счастье. Поэтому далеко не случайно октаграмма оказалась востребованной в современном Туркменском государстве, где она получила новое название – звезда Огузхана, по имени легендарного героя-прародителя всех туркмен – потомков огузских племен. Как сказано в соответствующем законе, он «устанавливает статус Государственного герба Туркменистана как символа государственной власти Туркменистана, соединившего в себе древнее культурное наследие родоначальников туркменского народа – великого Огyзхана и великих Сельджукидов, создавших могущественную империю и оказавших заметное влияние на развитие человечества».
В наши дни звезда Огузхана активно используется современными архитекторами и дизайнерами при проектировании архитектурных сооружений, малых архитектурных форм и элементов благоустройства. Используя язык символов, архитекторы преобразуют графическое начертание в объемную форму. Едва ли найдется в Ашхабаде и других городах страны современное репрезентативное сооружение, где бы не использовалась восьмилучевая звезда.
Пожалуй, самое примечательное – это Центр телерадиовещания «Туркменистан», попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Представители компании «Всемирные рекорды Гиннесса» признали огромную восьмиконечную звезду Огузхана, украшающую центр телебашни, самым большим в мире архитектурным изображением звезды.
Другим примером может служить дворец бракосочетаний «Багт кёшги», где огромный глобус одет в решетку, образованную соединением шести октаграмм. Этот же мотив повторяется и в таких малых формах, как металлические абажуры уличных фонарей, контуры ступенчатых стилобатов, бассейнов и боскетов. За этими и бесчисленными другими примерами, поражающими воображение всех, кто впервые приезжает в Туркменистан, ясно прослеживается стремление создать индивидуальную, гармоничную, высококомфортную среду обитания человека, благоприятную для реализации общественных и личных потребностей, выражающую социальную значимость происходящих в ней процессов и дух времени.
Звезда Огузхана стала настоящей «визитной карточкой» страны. Она наглядно выражает явление в современной мировой культуре, которое можно объединить одним понятием – тотальный дизайн. Специалисты определяют его как вид проектной деятельности, представляющий комплексную разработку, включающую идеологически насыщенную концепцию, направленную на преобразование окружающей действительности и гуманизацию общества посредством формирования идеальной среды и массового внедрения универсальных объектов и систем в жилое и рабочее пространство.
С этой точки зрения любой символ – это наглядное изображение, являющееся иллюстрацией теоретической модели построения совершенного общества, созданной на основе представлений об идеале и гармонии и рассчитанной по своей сути на будущее. На примере звезды Огузхана хорошо видно, как тотальный дизайн проявляется в градостроительных, архитектурных и средовых проектах, в комплексных разработках и проектах отдельных объектов.
Для дизайна вообще и тотального особенно характерна высокая социальная и политическая значимость. Не случайно по инициативе туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова 2016 год объявлен в стране Годом почитания наследия, преобразования Отчизны. Это лишний раз свидетельствует о том, что государство придает важную роль культурной преемственности и сохранению традиций. Вот почему символика в современной архитектуре и дизайне сохраняет свою актуальность.

Руслан МУРАДОВ
http://www.turkmenistaninfo.ru/?page_id=6&type=article&elem_id=page_6/magazine_211/1750&lang_id=ru
Tags: Сквозь звезду
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments